Савитри — Йога | Чакры в йоге

Чакры в йоге

Йога 1449
chakra-woman_1-e1406587575841

Муладхара-чакра

Муладхара-чакра — самая нижняя из чакр. Она известна как корневой центр («мула» — корень; «адхара» — место). Муладхара-чакра и другие центры, расположенные ниже, представляют более низкие, животные уровни сознания. Они активны у животных, но пассивны у человека.

Муладхара изображается в виде ярко-красного лотоса с четырьмя лепестка­ми. В центре лотоса находится желтый квадрат с биджа-мантрой ЛА. В центре квадрата — красный треугольник, вершина которого обращена книзу. Внутри треугольника находится сваямбху линга (фаллический символ) дымчатого цве­та, обвитый тремя с половиной витками золотой змеи. Треугольник размеща­ется на слоне с семью хоботами, что символизирует стабильность и прочность земли. Главенствующие божества: Брахма — создатель Вселенной и богиня Дакини — управляющая элементом кожи в теле.

Муладхару называют корневым центром, поскольку здесь находится источ­ник первичной энергии — кундалини-шакти. Кундалини представлена в виде свернувшейся змеи. Она является источником всех энергий человека: сексуаль­ной, эмоциональной, интеллектуальной, психической и духовной. Существует только одна энергия (шакти), но центр, через который она проявляется, при­дает ей разнообразные качества и свойства. Целью йоги является пробудить эту энергию посредством самоочищения и сосредоточения разума, поднять ее вверх к высшим чакрам и в конечном счете к сахасраре, где она как чистая энергия (шакти) объединится с чистым сознанием (шивой).

Свадхистхана-чакра

Выше муладхары, непосредственно над половыми органами находится свад-хистхана-чакра. Буквальное значение слова «свадхистхана» — «чье-то жи­лище, обитель» («сея» — сам, «штхан» —место обитания). Эта чакра изобра­жается в виде малинового лотоса с шестью лепестками. В середине лотоса расположен белый полумесяц с биджа-мантрой ВАМ. Он покоится на кроко­диле, представляющем элемент воды. Главенствующие божества- Вишну – основатель и хранитель Вселенной и Ракини — управляющая элементом крови в теле.

На физическом уровне свадхистхана ассоциируется в основном с органами выделения и размножения. Пробуждение этого центра может, таким образом исправить любые функциональные нарушения этих органов.

На более глубоком уровне свадхистхана-чакра представляет собой место расположения подсознательного ума, коллективного сознания, место хране­ния всех самскар и наследственной памяти. Это центр самых простых и вместе с тем глубоко укоренившихся инстинктов. Очищая этот центр, человек тем самым возвышается над животным миром.

Для медитации на этом центре нужно вообразить себе большой, глубокий океан с бурными волнами под темным ночным небом. Приливы и отливы этого океана будут представлять приливы и отливы вашего собственного соз­нания.

Манипура-чакра

Слово «манипура» означает «город сокровищ» («мани» — «драгоценность, жемчужина»; «пура» — «город»). Эта чакра называется так потому, что она является «центром огня», фокальной точкой тепла, блестящей, подобно жем­чужине, и излучающей жизненную энергию. Манипура-чакра изображается в виде ярко-желтого цветка лотоса с десятью лепестками. Внутри лотоса распо­ложен красный треугольник с биджа-мантрой РАМ, размещающийся на баране — очень агрессивном животном, символе огня. Главенствующие божества: Рудра — разрушитель Вселенной и Лакини — управляющая элементом плоти.

Солнечное сплетение — это центр, связанный главным образом с процесса­ми пищеварения и усвоения пищи. Функции пищеварительных желез, таких, как поджелудочная, желчный пузырь и различные железы в желудке, — про­изводство ферментов, кислот и соков, необходимых для переваривания пищи и ее распределения по всему телу. Манипура-чакра — это центр, управляющий деятельностью этих желез. Надпочечники, расположенные чуть выше почек, являются физическим проявлением манипуры. В экстренных случаях они сек-ретируют адреналин, который, попадая в кровь, ускоряет все физиологические процессы: мозг работает эффективнее, возрастает сердцебиение, дыхание уча­щается и т. д. Тело готовится к более интенсивному режиму функционирова­ния; этот эффект называют «реакцией битвы». Лица, страдающие медлитель­ностью, сонливостью, депрессией или нарушениями системы пищеварения (диабет, несварение и т. п.), должны сосредоточиваться на манипуре и пытать­ся почувствовать тепло и энергию, исходящие из этой области.

В некоторых школах (дзэн-буддизм) манипура-чакра считается самым важ­ным центром и местом расположения кундалини. Это верно в том смысле, что кундалини, проходя через манипуру, трансформируется и в большей степени раскрывает свою истинную природу. Манипура-чакра—это центр жизненной энергии в психическом и физическом телах, где прана (жизненность, движу­щаяся вверх) и апана (жизненность, движущаяся вниз) встречаются, генерируя тепло, необходимое для поддержания жизни.

Анахата-чакра

«Анахата» в буквальном смысле слова означает «непораженный» («ян» — «не», «ахат» — «пораженный»). Все звуки в проявленной Вселенной возника­ют в результате столкновения объектов, создающих при этом вибрации или звуковые волны. Но звук, зарождающийся вне материального мира (изначаль­ный звук), является источником всякого звука вообще и именуется анахата-нада. Сердечный центр как раз и находится в том месте, где этот звук проявля­ется. Он воспринимается йогами как некая внутренняя, извечная вибрация — пульс Вселенной.

Анахата-чакра изображается в виде дымчато-голубого лотоса с двенад­цатью лепестками. В центре лотоса находится гексаграмма из двух переплетен­ных треугольников (как в иудейской звезде Давида) и биджа-мантра ЙАМ, расположенная на стремительной черной антилопе (символ воздуха).

Главенствующие божества анахата-чакры: Иша — Бог во всепроникающей форме и богиня Какини, управляющая элементом жира.

На физическом плане анахата ассоциируется с сердцем и легкими, а также с дыхательной системой и системой кровообращения. Страдающие такими заболеваниями, как анемия, гипертония, учащенное сердцебиение, туберкулез, астма и бронхит, должны практиковать сосредоточение на анахата-чакре, предпочтительно во время занятий асанами или другими пратиками йоги.

Практикующий может медитировать на анахата-чакре, представляя в об­ласти грудной клетки темную комнату или пещеру. Эта область называется «пространство сердца» (хридаякаша) и заполнена расширениями и сжатиями дыхания и ритмом сердцебиения. Практикующий может попытаться предста­вить маленькое пламя свечи, горящее ровно и не мигая, будто в безветренном пространстве. Это будет символизировать индивидуальную душу (дживат-ма) —дух пребывающий во всем живом, который не могут потревожить ветры мира.

Вишуддха-чакра

Вишуддха-чакра —это центр очищения («вишуддха» означает «очищать»). Она изображается в виде дымчато-фиолетового лотоса с 16 лепестками.

В центре лотоса — треугольник с вписанным в него голубым кругом, содер­жащим биджа-мантру ХАМ, изображенную на белом слоне, символизирую­щем эфир. Главенствующим божеством является Ардханаришвара — соеди­ненные в одно тело Шива и его супруга Парвати — наполовину женское, наполовину мужское. Богиней этой чакры является Сакини — управляющая костным элементом.

Вишуддха-чакра ассоциируется с голосовыми связками и областью горта­ни — щитовидной и паращитовидными железами. Функциональные наруше­ния органов этой области физического тела могут быть устранены глубокой концентрацией на этой чакре.

Этот горловой центр является местом нахождения божественного нектара амриты (мистический эликсир бессмертия). Этот нектар — сладковатые на вкус секреторные выделения железы, известной под именем лалана-чакры, расположенной у задней стенки гортани. При выполнении высших практик йоги (таких, как кхечари-мудра), адепты стимулируют лалана-чакру, и на сек-ретируемом ею нектаре могут некоторое время жить без пищи и воды. Многие йоги Индии хоронили себя заживо, демонстрируя тем самым мастерское вла­дение лалана-чакрой (в течение нескольких дней они существовали без воды, пищи и воздуха). Однако без руководства опытного инструктора практики’ направленные на стимуляцию этой железы, выполнять не рекомендуется, пос­кольку это сопряжено с определенным риском (если подобные практики вы­полняются без соответствующей подготовки, то лалана-чакра выделяет ядови­тые секреции).

Можно медитировать на вишуддха-чакре, пытаясь почувствовать, как в нее падают холодные сладкие капли нектара, вызывая ощущение блаженного опьянения.

Аджня-чакра

Эта чакра известна как «третий глаз» — гъяна-чакшу (глаз мудрости), три-кути или тривени (место слияния трех рек), бхрумадхъя (центр между бровя­ми), гуру-чакра и глаз Шивы. Слово «аджня» означает «мудрость (господство, власть, контроль)».

Посредством этой чакры ученик в состоянии глубокой медитации получает указания и наставления своего гуру. Этот центр является местом, откуда исхо­дят приказы Божественного, Высшего Я.

Чакра изображается как бледно-серый или белый цветок лотоса с двумя лепестками. Они символизируют положительный и отрицательный потоки праны (жизненной энергии), которые сливаются в этом центре воедино. В центре лотоса находится биджа-мантра АУМ. Главенствующие божества адж-ня-чакры: Парашива — бесформенное сознание и богиня Хакини, управляю­щая элементом этой чакры — тонким умом (манасом).

Аджня-чакра — это хорошо известный центр, который используется для сосредоточения во многих системах медитации. Обычно для этой цели выби­рается точка между бровями, хотя действительное расположение аджни — область внутри головного мозга. На физическом уровне ей соответствует шиш­ковидная железа — крошечный, размером с горошину, орган внутри мозга, который у взрослых людей почти полностью атрофирован. На психическом уровне эта крошечная железа является мостом, соединяющим физическое, ментальное и психическое тела. В результате пробуждения аджня-чакры человек развивает экстрасенсорные способности, являющиеся скрытым потенци­алом каждой личности: ясновидение, яснослышание, телепатия и др. Энергия мысли тоже имеет форму, так как является материей, хотя и очень тонкой. Когда разум становится более чувствительным, он обретает способность посы­лать и получать энергию мысли через аджня-чакру. Она подобна психическим вратам, распахивающимся в более глубокие и высокие реальности восприятия. Кроме того, стимулируя аджня-чакру, человек может значительно улучшить свои сообразительность, память, силу воли и способность к сосредоточению.

Бинду-висарга

В затылочной части головы (где индуистские брамины отращивают пучок волос) расположена точка, называемая «бинду». Она является таинственным психическим центром, известным как сома-чакра и изображаемым в виде небольшого полумесяца в лунную ночь. Она связана с производством спермы у мужчин. Слово бинду значит «точка», «капля».

В древней науке крийя-йоги бинду является в высшей степени важным центром концентрации и используется дли восприятия психических звуков, проявляющихся в этой области.

Сахасрара

Сахасрара — не столько чакра, сколько сокровищница высшего сознания. Ее изображают в виде сверкающего цветка лотоса с тысячей лепестков, на которых двадцатикратно изображены все буквы санскритского алфавита вмес­те со всеми силами, ассоциирующимися с каждым звуком (их число равно пятидесяти). В центре лотоса находится сияющая шивалинга — символ чистого сознания. Именно в сахасраре происходит мистический союз Шивы и Шак-ти — слияние сознания и энергии (материи), индивидуальной души с Высшей Душой.

Согласно философии йоги и тантры, Вселенная проявляется в результате разделения этих двух сил, которые, в сущности, являются одним и тем же. Сознание является статической силой, а материя — динамической. Материя делится на три гуны, или свойства: тамас (инертность, летаргия), раджас (ак­тивность, энергия) и саттва (равновесие, спокойствие). Три гуны наполняют и пронизывают проявляющуюся Вселенную. Из них развиваются восемь эле­ментов природы. Проявление происходит в определенном порядке — от тон­кого к грубому, от эго, буддхи и т. д. до огня, воды и земли. Земля, таким образом, будучи самой грубой, проявляется последней. Когда все элементы — от самого низшего до самого высшего — оказываются проявленными, процесс творения завершается.

Отсюда мы видим, что пять нижних чакр соотносятся со все более тонкими элементами, вплоть до шестой — аджня-чакры, — тончайшей. Наивысший центр — сахасрара — вместилище чистого сознания и трансцендентности, Когда пробуждается кундалини, она поднимается вверх через чакры к сахасра­ре и вливается в источник, из которого пришла. Материя вливается в чистое сознание, в состояние опьяняющего блаженства; это и является целью йоги, достигнув которой йог приобретает высшие знания и уходит за пределы рож­дения и смерти.

Источник: книга Свами Сатьянанды Сарасвати «Асана, пранаяма, мудра, бандха».

чакры

Похожие статьи:

Комментарии:

Подпишитесь на серию бесплатных видео-уроков "Йога для здоровья"

И получите эффективный инструмент для поддержания в гармонии ваших тела и разума!